Азия. Страны - Индия, Китай, Тайланд
ИНДИЯ

общая информация:
- краткая справка
- карта Индии
- климат и погода
- природа Индии
- история
- религия
- политическая система
- экономика
- население
- языки в Индии
- разговорник
- кухня
- культура
- праздники
- обычаи и традиции
- как доехать
- деньги
- цены в Индии
- покупки и шоппинг
- телефония, роуминг
- виза Индии_
- посольство Индии
- таможня
- транспорт
- справочные телефоны
города и курорты:
- Варанаси
- Дели
- отели в Дели
- Джайпур
- Гоа
- Калькутта
достопримечательности:
- Тадж Махал
- монастырь Алчи
- храмы Кхаджурахо
- форт Джайсалмер
- пляжи Индии

ГЛАВНАЯ - ИНДИЯ - ЭКОНОМИКА ИНДИИ
Современный облик Индии. Город БомбейИндия - яркая и многообразная страна, чья экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. Развернутые экономические реформы, предпринятые в последнем десятилетии имели далеко идущие последствия. GE Сapital называет эту страну уникальной, PepsiCo находит ее самой быстрорастущей, а Motorola уверена, что она превратиться в глобальный источник. Операции на территории Индии заняли центральную позицию в глобальной деятельности этих гигантов.

Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста.

Темпы роста экономики.
В последние годы индия сохраняет высокие темпы экономического роста, близкие к 9%. С такой скоростью ВВП страны увеличивался в течение последних четырех лет.

Капиталовложения.
В 1990-х годах доля государственного сектора в общем объеме инвестиций составляла более 40%. Иностранные инвестиции в 1996 превысили 2 млрд. долл., что составило примерно 10% всех инвестиций. В бюджете 1997 были понижены ставки налогообложения физических лиц и корпораций в надежде, что эта мера позволит увеличить налоговые сборы.

Занятость.
В 1998 численность работающих в Индии составила 306 млн. человек, или около трети всего населения. Из них в сельском хозяйстве полностью или частично были заняты 67% (2/3 – мужчины), в промышленности и торговле 19%, сфере услуг и государственном аппарате 8%, на транспорте и в связи 3%.

В 1996–1997 на биржах труда было зарегистрировано свыше 40 млн. человек. В деревнях уровень безработицы и неполной занятости достигает 70%.

чайная плантация в Индии. Экономика ИдииСельское хозяйство.
В 1990-е годы происходило ежегодное наращивание производства в аграрном секторе экономики (в 1997/98 – на 7,6%). В середине 1990-х годов валовая посевная площадь в стране составила 166 млн. га, из них 60% были отведены под зерновые, менее чем по 15% – под зернобобовые и масличные культуры, на остальных землях выращивались технические культуры, преимущественно волокнистый и сахарный тростник. Среди зерновых особое место занимает рис. В 1995 было собрано 122 млн. т риса и 63 млн. т пшеницы, а также 18,2 млн. т просяных, 9,8 млн. т кукурузы и 1,5 млн. т ячменя. В 1997/98 валовой сбор продовольственных зерновых культур составил 192,4 млн. т, а в 1998/99 – 203 млн. т. Арахис, кунжут и рапс, выращиваемый в смешанных посевах с клещевиной, выделяются среди продовольственных масличных. Широко распространен хлопчатник, особенно на западе страны, джут приурочен к землям речных дельт и прилегающих низменностей на северо-востоке.

Рис доминирует на влажных низменностях, приморских равнинах и в долинах, прежде всего на юге и востоке Индии. В некоторых районах получают по два-три урожая в год. Все активнее рис возделывают в сезон хариф, или летнего муссона, в Уттар-Прадеше, Харьяне и Пенджабе. Пшеница предпочитает менее жаркие районы, хорошо дренируемые и умеренно увлажняемые почвы; основные ареалы приурочены к западным и внутренним областям, где она произрастает в сезон раби – с осени по весну. В этих областях Индии при достаточно обильных осадках в сезон хариф выращивают рис, а летом при меньшем увлажнении поля отводятся под кукурузу. Там, где нет трудностей с водообеспечением в течение всего года, выращивается сахарный тростник. При скудных осадках, как во многих внутренних районах страны, в посевах преобладают просяные, с которыми в сезон хариф соперничает арахис.

Табак широко культивируют во многих районах, преимущественно на юге страны, где распространена также кокосовая пальма. Чай, ставший важной статьей экспорта, был интродуцирован англичанами во влажных теплых горных районах, особенно в Ассаме и районе Дарджилинга в Западной Бенгалии. Производством чая занимается ок. 1 млн. человек. Каучуконосы, нуждающиеся в постоянно жарком и влажном климате, сосредоточены в Керале.

Сбор зерна в Индии за 1970–1990 годы вырос более чем на 60%, а в 1990–1995 – еще на 10%. Этого удалось достичь во многом благодаря расширению посевных площадей и распространению практики выращивания вторых урожаев. С 1970 по 1990 урожайность зерновых возросла примерно на 58%. Появление новых высокопродуктивных сортов определило успех «зеленой революции», которая началась в 1967–1968. Эти сорта в 1969–1970 занимали 15% площади, отведенной под зерновые, в 1989–1990 – 62%.

В животноводстве создается примерно шестая часть всей аграрной продукции (по стоимости), причем 65% составляют получаемые почти исключительно от коров и буйволиц молоко и молочные продукты. Их суточное производство на душу населения оценивается примерно в 170 г. На мясо скота и птицы приходится ок. 8% стоимости животноводческой продукции. По данным 1995, в стране насчитывалось 120 млн. коз, 45 млн. овец, 12 млн. свиней и ок. 200 млн. голов домашней птицы. Помимо молока, мяса и яиц, животноводство поставляет также шкуры, шерсть и органические удобрения.

Энергетика.
Для Индии важны как промышленные, так и традиционные источники энергии. За счет последних – дров, кизяка, отходов растениеводства удовлетворяется спрос на топливо в сельских районах, хотя зависимость от этих энергоносителей ослабла в связи с электрификацией и развитием транспорта. Современный сектор индийской экономики опирается на национальные ресурсы угля и на нефть, которая в значительной мере импортируется, хотя добыча нефти и природного газа в самой стране возросла в 1980-е годы. Уголь все еще удерживает ведущие позиции, особенно в электроэнергетике, где высок также удельный вес гидростанций и АЭС. На ТЭС вырабатывается ок. 75% электроэнергии. В 1996 производство электроэнергии составило почти 40 млрд. кВтЧч.

Горнодобывающая промышленность имеет жизненно важное значение для государства, в этой отрасли занято ок. 1,05 млн. человек. Основная продукция – каменный уголь из Бихара, Мадхья-Прадеша и Западной Бенгалии, нефть из Ассама и Гуджарата (где разрабатываются также шельфовые месторождения), железная руда из Бихара, Ориссы и западной Махараштры, а также известняк. В 1997 было добыто 296 млн. т каменного угля, 34 млн. т нефти и 69,4 млн. т железной руды.

Индия имеет значительные запасы полезных ископаемых. Доступные для эксплуатации запасы угля оценивают в 51 млрд. т, однако, поскольку главные залежи находятся в Бихаре и на западе Западной Бенгалии, солидные средства уходят на транспортировку угля в другие районы страны. Запасы коксующегося угля оцениваются приблизительно в 4 млрд. т. Индия располагает богатыми месторождениями железных и марганцевых, а также свинцовых руд. Имеется и прочее минеральное сырье, необходимое для черной металлургии, в частности известняк.

Обрабатывающая промышленность.
Почти 75% промышленной продукции страны дают два региона: Мумбаи – Ахмадабад – Пуна и Калькутта – Джамшедпур – Асансол. Каждый обладает собственным крупным портом. В первом случае это Мумбаи на побережье Аравийского моря, во втором – Калькутта в Бенгальском заливе. Сложился еще один важный индустриальный ареал Бангалор – Майсур – Коямпуттур в возвышенной части Южной Индии.

Одним из первых было налажено хлопчатобумажное производство в Бомбее (Мумбаи), затем в Ахмадабаде. Местное энергоснабжение обеспечивается преимущественно за счет ГЭС, сооруженных вдоль подножий Западных Гат. Нефть, добываемая в Камбейском заливе, поступает на нефтеперерабатывающие заводы близ города Вадодара, к югу от Ахмадабада. Другие важные отрасли – химическая промышленность и машиностроение.

Калькутта первоначально развивалась как торговый город, имеющий дорожное и водное сообщение с густонаселенной Гангской равниной. Возделывание джута дало импульс строительству многочисленных текстильных фабрик на берегах р.Хугли. Добыча угля началась в 1814 в Ранигандже, к западу от Калькутты, а видный центр черной металлургии в Джамшедпуре начал функционировать с 1913. Калькутте принадлежит ведущее место в индийском общем машиностроении и металлообработке; в рамках городской агломерации выделяются также химическая и целлюлозно-бумажная промышленность.

На юге страны р.Кавери обладает многими удобными створами для строительства ГЭС. Это обстоятельство в сочетании с наличием разнообразных местных ресурсов минерального сырья способствовало становлению ряда отраслей обрабатывающей индустрии: черной металлургии в Бхадравати, станкостроения и других видов машиностроения, химической и пищевой промышленности в Бангалоре и Майсуре, хлопчатобумажных производств в Коямпуттуре.

В целом в обрабатывающих отраслях создается ок. 20% ВНП страны и занято примерно 17 млн. человек. Лидирует штат Махараштра, доля которого в промышленной продукции Индии достигает примерно 20%; на Западную Бенгалию и Тамилнад приходится по 10% и на Мадхья-Прадеш и Гуджарат – по 7%.

Индустриализация Индии пришлась в основном на период после завоевания независимости. От колониального прошлого были унаследованы джутовая, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, частично выплавка черных металлов. За первые 30 лет республика добилась несомненных успехов в развитии ряда базовых отраслей тяжелой индустрии и выпуске потребительских товаров. С 1950–1951 по 1997 выплавка стали выросла с 1,5 млн. до 21,4 млн. т, алюминия – с 4 тыс. до 540 тыс. т, меди – с 7,1 тыс. до более 50 тыс. т. Было организовано производство станков, дизельных двигателей, подвижного железнодорожного состава, легковых автомашин, грузовиков и автобусов, велосипедов, электромоторов, вентиляторов, осветительных приборов, радиоприемников и таких химических товаров, как минеральные удобрения, серная кислота, кальцинированная и каустическая сода, а также бумага и цемент. По многим видам этой продукции зависимость страны от импорта существенно ослабла (например, автомобилестроение почти полностью удовлетворяет внутренние потребности в легковых и грузовых автомобилях), но по некоторым видам осталась непреодоленной (например, по бумаге; заметно возрос также ввоз серы и удобрений). Развитие промышленности и ее диверсификация сказались на структуре экспорта. В конце 1980-х годов в экспорте возросла доля таких товаров, как транспортное оборудование, лекарства, обувь.

За годы независимости происходил рост мелкого производства, включая ремесла. В середине 1980-х годов менее 40% из примерно 17 млн. всех промышленных рабочих были сосредоточены в фабрично-заводском секторе. Выделяется хлопкоткачество, в котором было занято ок. 9 млн. человек, хотя не все трудились полный рабочий день. На дому и в мастерских установлено 3,8 млн. ручных и 300 тыс. механических ткацких станков, на которых в конце 1980-х годов изготавливалось 77% всех индийских тканей (против 20% в 1950–1951). Кустарные промыслы (включая ювелирное дело), в которых на начало 1990-х годов было занято 1,2 млн. рабочих, тоже поставляют продукцию на экспорт. В производстве изделий из волокна кокосовых орехов, сосредоточенном преимущественно в Керале, и изготовлении шелковых тканей, которое представлено прежде всего в Карнатаке, участвуют соответственно 500 тыс. и 350 тыс. человек. Другие деревенские промыслы охватывают помол зерна, выработку нерафинированного сахара и растительного масла, мыловарение, выпуск гончарной посуды, ковроделие и кузнечные работы.

Строительство.
В этом секторе экономики создается ок. 5% ВНП и занято (согласно переписи 1991) до 2,6 млн. человек. В большой степени неучтенной остается строительная деятельность на селе. Примерно 27% жилых объектов в сельской местности и 18% в городах официально числятся «запущенными и ветхими». Для улучшения положения принимаются разные государственные программы, но таким способом удается удовлетворить запросы лишь малой доли нуждающихся. Правительства страны и штатов принимают участие в реализации планов строительства, направленных на продажу и сдачу в наем жилья малоимущим семьям. Транспорт. В 1997 сеть железных дорог в Индии имела протяженность 62 460 км, однако ок. 70% из них – одноколейные дороги. Примерно 25% железнодорожных путей электрифицировано. Дизельные локомотивы и электровозы работают уже повсюду, кроме некоторых второстепенных дорог. Хотя значение железнодорожных перевозок уменьшается, на них все еще приходится ок. 2/3 всего грузооборота и половина пассажирских перевозок. На железнодорожном транспорте в 1995 работало почти 1,5 млн. человек.

Протяженность гужевых и шоссейных дорог превысила 3 млн. км в 1997, из них 56 автострад – 34,6 тыс. км. Дороги в малых городах и деревнях обычно не асфальтированы.

В стране вырос парк моторизованных средств транспорта – с 2,6 млн. единиц в 1976 до 16,7 млн. в 1991 (включая 2,5 млн. автомобилей и 294 тыс. автобусов).

Индия располагает 16 180 км внутренних водных путей, но только примерно половина из них функционирует круглый год. Речной и каботажный флот маломощные, морской флот упрочил свои позиции и обслуживает 35% внешнеторговых перевозок. В его составе в 1997 насчитывалось 389 судов, из которых 151 принадлежит двум государственным компаниям. В ведении государства находятся также судостроительные верфи в Калькутте, Мумбаи, Вишакхапатнаме и Кочине. К числу других важных портов относятся Кандла, Мармаган, Мангалуру, Парадип и Мадрас.

Гражданское воздушное сообщение до либерализации 1990-х годов традиционно находилось в монопольном ведении государства. Международные линии по-прежнему обслуживает государственная компания «Эйр Индиа», но на внутренних линиях государственное агентство «Индиан эйрлайнз» конкурирует с частными фирмами, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров. Крупнейшие международные аэропорты – Мумбаи, Калькутта, Дели, Мадрас и Ахмедабад.

Внутренняя торговля.
В конце 1980-х годов ок. 350 тыс. магазинов т.н. «справедливых цен» и кооперативных лавок обслуживали до 90% всех жителей. Кооперативная торговая сеть в Индии функционирует как сложное образование, которое охватывает центральную организацию, 29 объединений общего назначения и 16 специализированных рыночных объединений, сотни оптовых складов и тысячи городских и сельских лавок. Федеральное правительство ежегодно закупает ок. 10% урожая зерна и реализует его преимущественно через магазины «справедливых цен» и кооперативные структуры. Кроме того, в стране имеются многочисленные мелкие торговые точки.

Внешняя торговля. Импорт (38,5 млрд. долл. в 1997) включает прежде всего нефть, машины и транспортное оборудование, пищевые растительные масла, минеральные удобрения, некоторые виды ювелирных товаров и черные металлы. Экспорт (33 млрд. долл. в 1997) состоит в первую очередь из сельскохозяйственных товаров, продукции машиностроения, драгоценных камней, хлопчатобумажных тканей и одежды, поделок кустарей и чая. Стремительными темпами наращивается объем экспорта программного обеспечения. Главными торговыми партнерами Индии выступают США, страны ЕС, Россия, Япония, Ирак, Иран и государства Центральной и Восточной Европы.

Государственный бюджет.
Правительства страны и штатов имеют общую тенденцию расходовать больше средств, чем имеют, однако бюджетный дефицит центра явно уменьшился – до 6,1% ВВП в 1997–1998. В отдельных штатах власти часто сталкиваются с проблемой внутренней задолженности. Согласно принятой в Индии системе разделения доходов, в 1997 намечалось увеличить долю, выделяемую периферии. В 1997 на долю субсидий приходилось 14,4% ВВП.

Около 78% доходов составляют налоги, 22% – начисления на оказываемые услуги, проценты по займам и доходы предприятий государственного сектора. На 84% налоги собираются косвенным путем – через налоговое обложение товаров и услуг; остальную часть формируют прямые налоги, распределяющиеся примерно поровну между частными лицами и акционерными обществами. Основную сумму косвенных налогов дает акцизный сбор, 25% средств от которого центральное правительство передает в распоряжение властей штатов. Важную роль играют таможенные пошлины и налоги с продаж. Хотя налоговые поступления, составлявшие 9% ВВП в 1960, возросли до 17% в 1990, доля прямых налогов осталась неизменной – ок. 2,6% ВВП.

Существенной статьей дохода является иностранный туризм. В 1997 страну посетили 1,5 млн. туристов, а общий доход от туризма составил 2,4 млрд. долл.

Погашение процентов по государственному долгу обходится в 38% текущих бюджетных затрат, еще 21% приходится на расходы на оборону и 13% – на субсидии деревенской бедноте, 28% идут на содержание полиции, налоговой и других административных служб. Поскольку правительство имеет долговые обязательства преимущественно перед Резервным банком Индии и национализованными банками, проценты по государственному долгу направляются прежде всего на счета предприятий государственного сектора. В 1990–1991 общий долг федерального правительства составлял примерно 82 млрд. долл. Суммарный показатель для правительств штатов – ок. 18 млрд. долл., из которых примерно 2/3 составляла задолженность центру.

 

КАРТА АЗИИ
карта Азии

КУРОРТЫ АЗИИ
Бали, Индонезия
Гоа, Индия
Паттайя, Таиланд
Пхукет, Таиланд
Самуи, Таиланд
Мальдивские острова
Хайнань, Китай
Пенанг, Малайзия



© www.asian.com.ua 2007-2016. Туризм и отдых в странах Азии: Индия, Китай, Тайланд.
При использовании материалов сайта, ссылка на Азия. Страны - Индия, Китай, Тайланд обязательна. По всем вопросам пишите на varbane@gmail.com .
Наши партнеры: Чехлы на http://mix-auto.com.ua/avtochehly-na-sideniya/avtochehly-geely/ машину Джили. Смотрите так же: Политика конфиденциальности